"

Новости

Школьники представили свои исследования в формате TED

Школьники представили свои исследования в формате TED

29 марта 2022
Как спасти озера от загрязнения, мотивировать людей сдавать мусор и переработать солнечные батареи? Что и в каких объемах читают школьники, велика ли разница между музыкальными предпочтениями молодого и старшего поколений, газетой и Телеграм-каналом, как сохранить историческую память? – Школьники представили свои исследования 28 марта в Центре регионального и международного сотрудничества. Соорганизатором выступил Информационно-методический центр Василеостровского района.

Конференция стала заключительным этапом социально-ориентированного конкурса «Василеостровские TED-чтения. Новый формат». В финал вышли 11 участников – индивидуально и в командах.


Учащийся 11 класса школы № 4 имени Жака-Ива Кусто Петр Иванов представил проект по переработке солнечных панелей

В 1842 году Александр Эдмон Беккерель открыл эффект преобразования света в электричество. Спустя 106 лет компания «Bell Laboratories» заявила о создании первых солнечных батарей на основе кремния. Теперь мы можем использовать свет для зарядки плееров, фонариков и автомобилей, снабжать электричеством целые дома, дороги и даже самолеты, созданные с применением этой технологии. 

Солнечные батареи работают долгое время без расхода материалов и в то же время экологически безопасны, в отличие от ядерных и радиоизотопных источников энергии.

Проблема в том, что через 20-30 лет объемы отслуживших панелей значительно вырастут – до 60-80 млн тонн. Их сложно переработать, и это создает угрозу окружающей среде. Солнечные панели в основном перерабатывают на заводах для утилизации стекла и металла. При такой «грубой переработке» теряют ценные и не обезвреживают экологически опасные металлы. 

Петр предлагает воспользоваться способностью кремния реагировать с фтороводородом. При этом плавиковая кислота не будет взаимодействовать с металлами, которыми легируют кремний для создания солнечных батарей. Проблемы других полупроводников в составе панелей, помимо кремния, в условиях реакции тоже решаемы, считает исследователь. 

Кстати, это не единственный проект Петра. Вместе с командой он изучает свойства пивной дробины, предлагая смешивать ее с активированным углем, чтобы стабилизировать pH в водных фильтрах без использования дорогих съемных картриджей.

Ученица 10 класса школы № 2 Ирина Соломонова выступила с проектом по «Оценке состояния озера Осиновское Приозерского района Ленинградской области по содержанию биогенных соединений и растворенного кислорода в воде». Девушка обратила внимание, что в последние годы жители поселка Орехово начали активно жаловаться в различные инстанции на обильное цветение воды, уменьшение улова и визуальное изменение озера. Она предположила, что все вышеперечисленное связано с возможной эвтрофикацией озера, то есть процессом ухудшения качества воды из-за избыточного поступления в водоем так называемых «биогенных элементов», в первую очередь соединений азота и фосфора. 

Когда в водоемах происходит эвтрофикация, люди больше не могут использовать воду по назначению. Сокращение источников питьевой воды сопровождается экономическими потерями и болезнями. Растет количество бактерий, многие из которых опасны для людей и животных. В экосистемах снижается биоразнообразие и генетическая изменчивость морских видов. Поэтому важно вовремя отслеживать изменения в водоемах. 

Ирина отобрала пробы воды в июне и августе 2021 года, чтобы узнать, не связано ли состояние водоема с купальным сезоном или использованием удобрений. Химический анализ провели в лаборатории Эколого-биологического центра «Крестовский остров» Санкт-Петербургского городского Дворца творчества юных. 

В результате, ни один показатель не превысил экологические и санитарно-гигиенические нормы. Исследователь заключила, что озеро Осиновское не эвтрофицировано. Однако есть тенденция к сильному снижению содержания растворенного кислорода в августе в некоторых местах – поиск причин требует дополнительных исследований, заключила девушка.

Ученик школы № 18 Марк Горбунов сфокусировался на раздельном сборе мусора на Васильевском острове. Исследователя обеспокоило, что ученые Института озероведения РАН нашли частицы микропластика в каждом отобранном литре воды из Ладожского озера, с побережья Финского залива и Невской губы. Еще пример – в Краснодарском крае недавняя экспедиция Гринписа России обнаружила на 100‑метровом отрезке береговой линии Азовского моря 1 800 бутылок.

Как и в случае с солнечными батареями, увеличение количества пластиковых отходов грозит экологическими проблемами. По расчетам ученых, пластик самостоятельно разлагается в течение двух тысяч лет. У загрязнения нет границ: мусор, выброшенный в Неву, рано или поздно окажется в Мировом океане.

Марк решил создать сервис, который вдохновит людей выстраивать разумное потребление товаров и сортировать отходы. Ведь разную тару нужно промыть и разложить по разным емкостям. Это долго и занимает место в квартире. 

Старшеклассник изучил программирование и создал приложение, в которое заложил возможность стимулировать всех участников системы обращения с отходами баллами, которые потом можно использовать.

«Я был в Литве, в Паланге, и видел впечатляющий результат раздельного сбора мусора и его сдачи в специальные пункты приемки. – говорит Марк. – Стоимость пластиковой, металлической, стеклянной тары была включена отдельной строкой в чек на товары. После сдачи тары на пункте имеется возможность в магазине получить обратно деньги за пустую тару. Я общался с местными жителями и они подтвердили, что данная идея позволила стране в очень короткие сроки полностью решить проблему мусора на улицах страны».

Экология не единственный предмет исследования современных школьников. Ученицы 10, 8 и 4 классов гимназии № 24 Елизавета, Екатерина и Маргарита Лебединские решили разобраться, как изменились литературные предпочтения школьников за последние 7 лет

Среди старшего поколения распространено мнение, что дети сегодня не любят читать, а больше играют в компьютерные игры и проводят время в соцсетях. Так ли это? Снижается ли интерес к чтению, к классической литературе, к поэзии? Если дети все-таки читают, то какие книги, жанры? Есть ли у школьников литературные кумиры? Кто они? Какими качествами обладают? 

В 2014 году другая ученица 5 класса гимназии проводила подобное исследование, составив читательский портрет одноклассников. Девушка узнала, что любимыми произведениями школьной программы у них были рассказы Чехова «Тонкий и толстый», Толстого «Кавказский пленник». Из внеклассного чтения ученики выделили романы Марка Твена «Том Сойер», Джоан Роулинг «Гарри Поттер» и Сьюзен Коллинз «Голодные игры». Ребята сообщили, что активно посещают библиотеки. Как оказалось, 80% респондентов все-таки любят читать. Поменялись ли результаты с тех пор? Смотрите в трансляции конференции «Василеостровские TED-чтения. Новый формат». 

***
Следить за информацией о событиях Форума можно не только на сайте, но и в Телеграм-канале. А в группе Форума во «ВКонтакте» будут появляться анонсы событий и фотографии с мероприятий.