"

Новости

Завершился XII Петербургский международный образовательный форум

Завершился XII Петербургский международный образовательный форум

31 марта 2022
С 17 по 30 марта 2022 года на площадках города одновременно проходили 334 мероприятия, где очно и дистанционно встречались руководители в сфере образования, ученые, преподаватели школ, колледжей и вузов, воспитатели, методисты, родители, студенты, школьники.

В мероприятиях приняли участие представители педагогического сообщества из 85 регионов России, а также Японии, Китая, Республики Корея, Белоруссии, Луганской Народной Республики, Польши, Англии, Франции, Италии, Испании, Таиланда, Иордании, Казахстана, Республики Сербской, Филиппин, Азербайджана, Бурунди и Барбадоса.

Программа Форума включала десять треков – базисов, описывающих систему образования такой, какой она должна быть: человекоцентричной, содержательной, технологичной, прикладной, непрерывной, полной и доступной.

30 марта итоги треков обсудили в студии сетевого издания «Дайджест петербургского образования» заместитель председателя Комитета по образованию Санкт-Петербурга Михаил Пучков и директор Центра регионального и международного сотрудничества Мария Рохманийко.

Выводами и впечатлениями пригласили поделиться организаторов и спикеров площадок Форума.

Трек «Качество образования»

Самый насыщенный, он включал более 160 мероприятий. Эксперт открытой студии Ирина Муштавинская, заведующая кафедрой основного и среднего общего образования СПб АППО, кандидат педагогических наук, доцент, назвала качество образования стержнем образовательной системы. По ее словам, качество образования рассматривали на Форуме в самом широком смысле: и как основу образования, и как степень соответствия потребностей интересам личности, и как качество обучения, и даже как междисциплинарное явление.

При этом для трети организаторов-практиков – школ и дошкольных образовательных учреждений – центральной темой стал ребенок, его развитие, личность, творческие способности, гибкие навыки, функциональная грамотность, а также взаимодействие с учителем и в этой связи – профессиональные и надпрофессиональные компетенции педагога. Параллельно представители научно-методического сообщества говорили об управлении качеством и его оценке, задавали перспективы.

Трек «Исследования и инновации»

Эксперт трека, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дидактики РГПУ имени А.И. Герцена Елена Пискунова, отметила, что инновации должны существовать вне времени и давать ответы на то, как справляться со сложностями нового мира. В одинаковой ситуации дестабилизации находятся все трое: маленький человек, который учится, взрослый, который учит, и тот, кто управляет процессами в школе, в образовании. Поэтому важно поддерживать каждого при внедрении инноваций в образовательный процесс.

Трек «Управление образованием»

Важная миссия образовательного учреждения, по мнению директора школы № 619 Ирины Байковой, в том, чтобы прокладывать детям дорогу в мир и быть основным оплотом стабильности. В этом плане, считает спикер, дети – это спасение, потому что при них нельзя выглядеть неуверенно или не знать, что будет завтра – по крайней мере на завтрашний день у школы должно быть расписание и планы. Поэтому управлять в школе сегодня может быть легче, чем в любой коммерческой организации. При этом нужно искать и включать в школьные процессы знания и новейшие технологии – любое движение вперед важно.

Трек «Профессия»

Директор Академии цифровых технологий Дмитрий Ковалев напомнил, что 80-90% нашего времени – это жизнь в профессиональном мире, и если раньше получение профессии было некоторой экономической или хотя бы моральной защитой, то сейчас востребованность тех или иных специалистов очень быстро меняется.

В России есть большая база наработок по получению профессии еще в школе, и важно не разрушить их, считает спикер. Необходимо демонстрировать педагогическому коллективу и ученикам, что есть перспектива, возможность развиваться и добиваться успехов. Дети много участвуют в конкурсах и олимпиадах, выигрывают в них. Каждый родитель, семья, общество должны понимать, что дети способны осваивать и побеждать.

Трек «Информационные технологии»

Информационные технологии кардинально изменили образовательную среду и ежедневно продолжает ее трансформировать – делится директор гимназии № 642 «Земля и Вселенная» Павел Трошкеев. В отличие от предыдущих лет большое количество мероприятий трека посвятили дошкольному образованию, что свидетельствует о стремительном формировании дошкольный цифровой образовательной среды. Спикера впечатлили представленные на Форуме методики и авторские интерактивные проекты по формированию предпосылок функциональной грамотности и читательских навыков у малышей.

В общем образовании основное внимание уделили гибридным и дистанционным практикам, средствам оценивания цифровой дидактики. Технологии усиливают выход образования за пределы одной организации за счет доступных программ и сетевого взаимодействия.

Возможности, которые дают петербургским школьникам открытые в школах Кванториумы и центры цифрового образования IT-кубы и ИнфинITи, говорят о постепенном стирании границ между основным и дополнительным образованием.

Треки «Воспитание. Наставничество. Культура» и «За пределами класса»

Директор Академии талантов Ингрид Пильдес подчеркнула, что интеграция общего и дополнительного образования дает неограниченные возможности прежде всего для раскрытия талантов и способностей ребенка, чтобы он мог строить и понимать свой дальнейший образовательный маршрут. Эксперт видит задачу организаторов образования в том, чтобы помочь ребенку найти этот маршрут и сделать путь по нему более понятным и стабильным, чтобы в условиях быстро меняющейся ситуации, нестабильности и тревожности оградить обучающегося от каких-либо серьезных потрясений.

Сетевое взаимодействие школ расширяется не только с учреждениями дополнительного образования, но и с вузами и предприятиями промышленного сектора, где дети получают реальные производственные задачи. В Санкт-Петербурге, во многом благодаря работе учреждений дополнительного образования, выстроена эффективная система такого взаимодействия.

Дополнительное образование сейчас меняет свою парадигму. На первый план выходит мотивация ребенка: «мне интересно – я это делаю и получаю результат».

Для спикера ценно, что теперь участие в Форуме принимают не только молодые специалисты и научное сообщество, но и школьники. Старшеклассники петербургских образовательных учреждений наравне с педагогами говорили о том, что происходит в образовании. Этот тренд развивает подходы систем наставничества и сопровождения индивидуальных образовательных и профессиональных маршрутов, иллюстрирует, что дети способны делать многое, что делают взрослые, а некоторые акценты подростки чувствуют более тонко.

Трек «Включенное образование»

Директор школы № 522 Юлия Елизарова отметила, что из 21 мероприятия трека больше трети касались дошкольного образования детей с особенностями здоровья, что говорит о системной работе с детьми с самого раннего возраста.

По словам эксперта, 30 лет назад в городе запустили программу абилитации младенцев и создали Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства. Это позволило сосредоточиться на вопросах инклюзивного образования и обучения детей с различными расстройствами. Сейчас дети с ОВЗ есть практически в каждой школе. В помощь им, а также другим организациям-партнерам школа № 522, будучи региональной инновационной площадкой, составила инструкцию из 30 практических советов для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Юлия Елизарова также напомнила, что на Форуме в 15-й раз прошла конференция «Я в мир удивительный этот пришел...», где обсуждались два больших вопроса: адаптация современных образовательных технологий к особым образовательным потребностям обучающихся с ОВЗ и погружение таких ребят в социокультурное пространство, их адаптация в нем и повышение качества жизни.

Трек «Непрерывное образование»

Заведующий Центром непрерывного повышения профессионального мастерства СПб АППО Александр Небренчин считает, что учитель – это тот специалист, который привык учиться. Важно дать ему новые возможности, условия и инструменты, которые он сможет применить, чтобы сделать урок интересным учителю, ученикам и родителям, а также спрогнозировать образовательные результаты – прочные знания обучающихся и повышение качества образования.

Количество ролей учителя в классе максимально широко, соглашается эксперт. Это и вовлечение в учебу, и координация, если обучающийся продолжает учиться не только очно, но и дома, это и фасилитация, это и организационные, управленческие навыки.

Быть учителем значит действовать на опережение, поэтому в рамках трека «Непрерывное образование» на Форуме представили более 30 различных практикоориентированных мероприятий. Учитель больше не пойдет туда, где ему расскажут, как учить. Его запрос – «покажите мне здесь и сейчас с реальными детьми, как это работает, как управлять этим процессом, какие ситуации возникают при использовании того или иного сервиса или технологии». Этот запрос педагога и удовлетворил Форум.

Александр Небренчин помог выделить еще один значимый тренд нынешнего года – командное участие образовательных организаций в мероприятиях. Когда мы говорим о команде, это действительно группа заинтересованных, мотивированных учителей, которые на практике готовы изменять традиционный урок, образовательную среду и приглашают участвовать в этом коллег. Важной задачей команды при обучении является перенос знаний, полученных на различных площадках, в ежедневную педагогическую практику. Мало увидеть, как работают цифровые сервисы – важно уже на следующий день применить это на уроке.

В трек «Специальные мероприятия» объединили мероприятия разного формата — конкурсы, постановки, соревнования.