Новости

Петербургский международный образовательный форум: новый формат и новые решения

14 мая 2021
На сайте Петербургского международного образовательного форума состоялась премьера видеоверсии круглого стола «Итоги XI Петербургского международного образовательного форума». Обсуждение одного из главных международных образовательных событий, организованное Комитетом по образованию и Центром регионального и международного сотрудничества, состоялось в РГПУ им. А. И. Герцена.

Модератором круглого стола выступил начальник отдела развития образования Комитета по образованию Валерий Николаевич Волков, спикерами – руководители Комитета по образованию и образовательных организаций, ведущие специалисты в области образования – организаторы и модераторы мероприятий официальной программы форума в разные годы.

Участники круглого стола подвели итоги прошедшего форума и попробовали заглянуть в будущее образовательного события.

Одиннадцатый форум показал после двухлетнего перерыва, что интерес к проблемам образования и новым решениям в нём сохраняется. Помимо широкой географии внутри Российской Федерации (а в форуме участвовали все регионы страны), обширной была и география зарубежных стран (26 государств), представители которых приняли участие в образовательном событии в онлайн-формате.

Новый формат форума позволил использовать и разнообразные форматы мероприятий (их насчитывается несколько десятков), в том числе дискуссионные площадки, круглые столы, мастер-классы, митапы, эдьютоны, баркем-сессии и многие другие форматы, которые раньше были знакомы по другим, не образовательным, событиям.

Михаил Юрьевич Пучков, заместитель председателя Комитета по образованию: «Второй раз не провести форум было невозможно, потому что за этот год произошло такое количество качественных изменений в сфере образования, что не осветить, не озвучить их было нельзя… В этом году получилось попробовать много интерактивных форм, в том числе через сайт форума и обратную связь на сайте… Благодаря новым форматам форум стал более открытым – как для педагогического сообщества, так и для родителей».

Центр регионального и международного сотрудничества Санкт-Петербурга сопровождал XI Петербургский международный образовательный форум от начала – задумки – до его воплощения на практике. Команда центра в этом году взяла на себя полностью работу по информационному освещению форума и сопровождению его мероприятий в сети Интернет.

Мария Петровна Рохманийко, директор Центра регионального и международного сотрудничества: «…Для нас это была новая и непростая задача – создать коммуникационную площадку для наших коллег из других регионов и других стран, представить мероприятия в онлайн-формате. Именно поэтому в канун форума на свет появился новый интернет-ресурс, который и после форума продолжает жить: на него заходят посетители, они переходят по ссылкам на сайты образовательных учреждений – организаторов площадок форума, просматривают видео и другие материалы. Регион продолжает жить на этом ресурсе, а для других регионов и стран – это дополнительное окно в наш город. Таким образом в Санкт-Петербурге появился новый агрегатор новостей системы образования».

В рамках форума было проведено около 300 мероприятий, три из них прошли на площадке Российского государственного университета имени А. И. Герцена, который многие годы является партнером форума.

«Наша сегодняшняя встреча – результат уже проделанной большой и серьезной работы. Уже 11-й раз проходил Петербургский международный образовательный форум. Такой долгий путь может пройти только проект, который связан с чем-то очень важным…Этот год был для образования особым, и форум тоже был особым, потому что еще никогда не была так ответственна роль педагога перед страной, перед народом и, можно сказать, в мировом масштабе…Очень важно, что форум – международный, потому что найти правильные ответы на все вызовы и вопросы мы можем только все вместе…», – сказал ректор РГПУ имени А.И. Герцена Сергей Игоревич Богданов.

Самой значительной по охвату среди мероприятий, организованных вузом, стала X Герценовская педагогическая олимпиада молодых учителей «Профессиональные перспективы», участие в ней приняли свыше 2-х тысяч учителей из более чем 40 регионов страны.

Елена Витальевна Пискунова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой дидактики РГПУ им. А. И. Герцена: «Это очень хорошая акция для того, чтобы позволить молодым учителям со всей России во-первых, войти в новый круг общения, во-вторых, познакомиться с новыми практиками и в-третьих, показать свои достижения… Я участвую в организации форума с самого начала и понимаю, что у нас есть очень мощная динамика вовлечения в это масштабное событие различных образовательных (и не только образовательных) организаций. Форум – это отличная площадка для того, чтобы показать Петербургское образование как в Санкт-Петербурге, так и регионам, странам».

Алексей Олегович Кравцов, кандидат педагогических наук, доцент кафедры управления образованием и кадрового менеджмента РГПУ им. А. И. Герцена: «Форум показал, что образование не только живо, но и развивается. Это было очень важно, когда мы все были оторваны от очных встреч, когда где-то свернулась научная повестка. С другой стороны – форум входит в череду знаковых событий, как Августовский педсовет, конференция «ребенок и общество» … Чем он важен? Во-первых, это возможность увидеть, какое огромное Петербургское образование…Второй момент – возможность увидеть во всем многообразии новые идеи, исходящие от представителей науки и то, как они воплощаются на практике…».

По итогам организаторы определили топ 3 вопросов, которые освещались и обсуждались в рамках Петербургского международного образовательного форума в 2021 году: на первом месте – цифровизация образования, второй блок вопросов – качество образования, на третьем месте участники отметили мероприятия по тематике воспитательной работы.

Ирина Эдуардовна Кондракова, заместитель ректора по развитию сотрудничества в области педагогического образования, кандидат педагогических наук, профессор РГПУ имени А. И. Герцена: «Я от Петербургского международного образовательного форума ждала, как всегда, серьезного разговора. И тематика, и количество площадок, и разнообразие форматов свидетельствуют о том, что нам все еще есть о чем поговорить, что обсудить, чем друг с другом поделиться. Форум показал, что в рамках мирового образовательного сообщества мы близки друг другу – та проблематика, которая поднималась, находила отклик у коллег ближнего и дальнего зарубежья, а онлайн-формат позволил на дальнем расстоянии обсудить очень близкие нам всем темы…».

Ольга Олеговна Жебровская, кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ, участвовала в Петербургском международном образовательном форуме в разные годы в разных качествах, в этом году впервые выступила модератором. «Для меня форум этого года – это колоссальное количество образовательной энергии, которая скопилась за прошлый, пандемийный, год и захватила как океан нас всех в этой году… Для меня форум стал еще и откровением. В этом году он подарил так много идей и событий, что доказал: образование – это интересно, это, действительно, дело будущего, это вызовы завтрашнего дня и наша готовность на эти вызовы ответить...», - поделилась с коллегами Ольга Олеговна.

Роман Викторович Демьянчук, кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии образования и педагогики СПбГУ: «…Петербургский международный образовательный форум – это то событие, которое хочется не переживать, а проживать. Это соучастие совершенно разных людей, разных участников образовательного процесса и тех, кто к нему неравнодушен – и детей, и родителей, и педагогов, и научных работников, представителей органов управления образованиям, бизнеса, общественности…».

Ирина Владимировна Гришина, доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе СПб АППО: «Мы в очередной раз всем, кто следит за тем, что происходит в системе образования, не доказали, а просто показали, что мы живем, мы развиваемся, мы ищем новое. Мы выдержали этот непростой год вместе со всеми, не потеряв в качестве образования; мы вышли достойно с новыми идеями… Форум продолжает жить! Вот это важно!».