"

Новости

Настоящее и будущее STEM разобрали на практикоориентированных сессиях

Настоящее и будущее STEM разобрали на практикоориентированных сессиях

31 марта 2022
Сразу на нескольких площадках XII Петербургского международного образовательного форума исследовали STEM в воспитании и обучении детей всех возрастов от детского сада до старших классов. Школы 518 и 539, детские сады 104 и 23, педагогический колледж № 8, Центр детского технического творчества Кировского района – в нашем обзоре.

Проектное бюро в школе

«Развитие инженерной составляющей школьного образования – одна из актуальных задач для российской школы. Возможным путем ее решения может стать организация неформальных структур, например, школьного проектного бюро, позволяющих школьникам в интерактивной деятельности осваивать проектные формы работы и взаимодействия на современном уровне», – рассказала замдиректора по научно-методической работе школы № 518 Юлия Данилова – организатор научно-практической сессии «Школа STEM-проектов: многообразие и единство».

Проектное бюро работает в школе с 2018 года. Именно там для участников провели серию мастер-классов по 3D-моделированию и прототипированию, кинопроизводству, робототехнике, VR-технологиям и естественным наукам. А педагоги и методисты рассказали о применении STEM-технологий в интеграции урочной и внеурочной деятельности. Такой подход развивает в том числе те навыки, которые позволяют человеку чувствовать себя комфортно и быть успешным в современном хрупком, нелинейном мире, как отметила Эмилия Ванина, кандидат педагогических наук, доцент СПб АППО.

Карта будущего STEM-образования

В Центре детского (юношеского) технического творчества Кировского района участников форсайт-сессии «STEM-образование: вызовы и решения» познакомили с российским и зарубежным опытом, ключевыми направлениями, проблемами и противоречиями в реализации этой концепции.

Спикерами выступили представители РГПУ имени А.И. Герцена, НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге, Первого Санкт-Петербургского государственного медицинского университета имени академика И.П. Павлова, Педагогического колледжа № 1 имени Н.А. Некрасова, Лицея № 344 Невского района, Лицея № 226 Фрунзенского района, Центра детского (юношеского) технического творчества Красногвардейского района «Охта».

В практической части под руководством модератора – научного руководителя Центра, доцента РГПУ имени А.И. Герцена Татьяны Эмануэль – участники спроектировали и содержательно наполнили «Карту будущего» в области STEM-образования, отметив на ней:

  • «Тренды»: ключевые тенденции, оказывающие влияние на STEM-образование,
  • «Форматы»: формы социального взаимодействия, способствующие развитию обучения в области STEM-дисциплин,
  • «События»: определенные явления, оказывающие влияние на тренды,
  • «Проекты»: конкретные решения, направленные на развитие STEM-образования.

Экзамен для будущих педагогов и робопчела


STEM-образование дошкольников осваивали участники Петербургского форума вместе с детским садом № 104, ИМЦ Адмиралтейского района и педколлежем № 8. Семинар начали с методической подготовки будущих педагогов и демонстрационного экзамена. На мастер-классах испытывали возможности детской цифровой лаборатории, где придумали познавательно-исследовательские ситуации для дошкольников. Робопчела показала, как развивать алгоритмическое и пространственное мышление малышей. Наконец, изучили разные виды конструктора для каждой возрастной группы.

«Робототехника, учит думать не только головой, но и руками. И даже если ребенок не станет инженером и умение управлять роботом ему не понадобится, то понимание как работает автоматическое устройство и опыт конструирования обязательно пригодится в другой деятельности, какую бы профессию ребенок не выбрал в будущем», – сказала воспитатель Аида Джаватханова.


Гаджеты для гуманитариев

Опытом цифровой трансформации образования поделилась школа № 471 Выборгского района Санкт-Петербурга. Специалисты дистанционно рассказали о мотивации учеников, применении гаджетов на уроках и вне школы, при построении индивидуальных траекторий обучения.

Организаторы уверены, что STEM-навыки, цифровые навыки и математическая грамотность сейчас нужны даже специалистам гуманитарных направлений: искусствоведам, историкам, журналистам. «Мы не заменяем учителя, мы расширяем спектр его возможностей для организации обучения, – говорят педагоги школы. – Мы совершенствуем управление образовательной организацией с помощью цифровых образовательных ресурсов, расширяем связь с родителями, организуя конференции и родительские собрания».

В основе практик школы – использование вариаций свободного образования, Сферум, ПМО, РЭШ, МЭШ и другие модели. Не повторяя ни одну из них, школа вбирает в себя элементы многих, поясняют организаторы.

Участие приняли 518 человек. Среди слушателей – ректоры, директора, заведующие, преподаватели, методисты, психологи и логопеды, педагоги допобразования, воспитатели, студенты.


Обучение через деятельность и преемственность образования

Детский сад № 23, школа № 539 и ИМЦ Кировского района Санкт-Петербурга объединились и провели на Петербургском форуме два семинара, связанных со STEM-подходами.

Организаторы сконцентрировались на том, чтобы формировать ключевые компетенции обучающихся через деятельность еще на дошкольном уровне, и предложили модель бесшовного перехода из детского сада в школу.

«Компетенция как объективная характеристика реальности должна пройти через деятельность, чтобы стать компетентностью», – сказала Ирина Малышева, доцент кафедры филологического образования СПб АППО, кандидат педагогических наук.

А плавный переход между дошкольным и начальным школьным образованием, по мнению заведующей детского сада № 23 Аллы Титовой, помогает повысить качество образования. Кроме того, по словам директора школы № 539 Татьяны Фатеевой, непрерывность и преемственность обучения помогают правильному развитию личности ребенка.

«Современные технологии развиваются так стремительно, что полученные знания очень быстро устаревают, поэтому успешным становится не тот, кто много всего выучил, а тот, кто умеет быстро учиться, эффективно приспосабливаться под новые условия и находить нестандартные решения. Это положение относится не только к детям, но и к педагогам», – отметила методист ИМЦ Кировского района Наталья Чернышова.

Спикеры также отметили, что важно оптимально сочетать в образовательной среде высокотехнологичные и традиционные технологии. Пример этого представили на семинаре «Интеграция мультипликации в образовательный процесс ДОУ и ОУ как средство реализации STEM-образования».

Мультстудия охватывает контингент как детского сада, так и школы. Объединение ведет общий сайт «Мульти MIX» для педагогов, детей и родителей. На занятиях дети исследуют и обобщают материалы, разрабатывают сценарии, создают мультипликацию. – Показаны алгоритмы разработки сценария и работы над мультфильмом,

«Мультипликация является универсальным видом творческой деятельности ребенка, отвечающим требованиям стандартов ДО и НОО. На основе синтеза художественного и технического творчества у детей формируются ключевые компетенции» – Елена Лапина, замдиректора по УВР школы № 539.

В этом учебном году оба учреждения стали опорной площадкой Кировского района по созданию системы освоения и применения обучающимися современных ключевых компетенций через преемственность дошкольного и начального общего образования.

***
Следить за информацией о событиях Форума можно не только на сайте, но и в Телеграм-канале. А в группе Форума во «ВКонтакте» будут появляться анонсы событий и фотографии с мероприятий.