"

Новости

Как воспитывать детей поколения альфа?

Как воспитывать детей поколения альфа?

29 марта 2022
Практико-ориентированный семинар «Образование современного ребенка: технология или искусство?» прошел 25 марта в детском саду № 35 Фрунзенского района. Заведующие, воспитатели и педагоги поделились опытом работы с дошкольниками так называемого «поколения альфа» – детьми, родившимися после 2010 года.

Есть мнение, что современные дети слишком зависимы от гаджетов и виртуальной среды, беспомощны, лишены воображения и не способны мыслить критически, не умеют ставить цели и не стремятся познавать мир. Верны эти утверждения или нет, задача образовательной системы – находить подход к каждому поколению, с его особенностями, преимуществами и недостатками.

На семинаре представители нескольких детских садов продемонстрировали собственные разработки новых игровых, исследовательских и коррекционно-развивающих проектов, которые уже сейчас помогают им наладить контакт со своими воспитанниками.

Людмила Григорьева и Ольга Горбунова, воспитательницы детского сада № 35 представили мультисценарную игру для детей младшей группы «Путешествие на самолете». В качестве дополнительного атрибута они использовали аудиозаписи: шум воздушного транспорта, звук металлоискателя, голоса стюардессы и пилота при объявлении на посадку, записанные с помощью специальной программы – модулятора голоса. Тот или иной звук транслируется после сканирования qr-кода. Воспитательницы отметили, что у современных детей действительно отсутствует игровой опыт и умение развивать игровой сюжет. Но использование технологий помогает привлечь их внимание, заинтересовать и указать нужное направление.

Воспитатель Александра Стромилова считает, что старые игровые темы утратили свою актуальность для детей, и воспитатель обязан идти в ногу с подрастающим поколением. Основным интересом детей сейчас стали современные мультфильмы с яркими харизматичными героями, храбрыми принцессами и милыми зверушками. Это увлечение легло в основу ее проекта «Играем в мультик». Вместе с педагогом ребята смотрят фрагменты мультфильмов, создают игровое пространство, распределяют роли и придумывают сюжет будущей игры. Разнообразие героев не ограничивает фантазию, поэтому игры могут перерастать из одной истории в другую, и каждый участник имеет возможность проявить себя.

Ирина Французова, воспитатель детского сада № 36, рассказала о придуманных ею играх, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка, развитие коммуникативных навыков и умения адаптироваться. Упражнение «Угадай настроение» на развитие эмпатии знакомит ребенка с основными эмоциями человека с помощью хорошо знакомых ему рисунков-смайликов. А в игре «Волшебный телефон» с помощью все тех же смайликов, дети, у которых еще не большой словарный запас, могут выразить свое состояние.

Ирина Головина и Алина Ручнова, воспитательницы детского сада № 23 представили опыт в использовании трансформируемого игрового конструктора ТИКО для развития лингвистической интуиции детей. Благодаря шарнирным соединениям деталей можно сконструировать множество моделей, у которых есть подвижные части, а это всегда привлекает юных конструкторов. Вместе с воспитателями дети создали игровое образовательное пространство «Сказкин дом», где построили из конструктора декорации и модели игровых персонажей. В процессе дети сами начали вносить изменения в конструкции и сюжеты сказок.

Конструктор также предназначен для работы с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Игры помогают развивать лингвистическую интуицию при составлении слов, соотнесении их друг с другом по смыслу и грамматическим правилам. Так, в рамках конкурса ТИКО-изобретатель – 2019 несколько групп вместе работали над образовательным мини-пространством ТИКО-цирк. Он состоит из большой арены, созданной из конструктора с учетом образовательных задач: цифры должны располагаться в порядке возрастания, а буквы делиться по группам на гласные и согласные, твердые и мягкие.

Лариса Зуева, заместитель заведующего по воспитательной работе в детском саду № 61, рассказала о том, что такое образовательные путешествия. Исследовательские путешествия можно проводить в рамках группы или всего детского сада, прогулочной площадки, улиц и даже города. Пространство детского сада кажется детям знакомым, но учителя меняют ракурс и превращают знакомые места в требующие исследования. Можно, например, обратить внимание на кукол, их роль в жизни человека, историю создания, процесс изготовления.

Традиционными стали и образовательные путешествия игрового дня: дети и родители под руководством воспитателя ходят в музеи, театры, сады и парки Санкт-Петербурга и пригорода. Существуют даже определенные образовательные маршруты по местам Фрунзенского района: зооуголок дома детско-юношеского творчества, карта фонарей, библиотека «Сказка», ближайший парк.

Педагоги разработали алгоритмы образовательных путешествий и внутри литературных произведений, чтобы ребята могли погрузиться в мир лучших детских книжек, побыть их героями, пережить вместе с ними разные приключения и испытать их эмоции.

Как показывает практика, дети поколения альфа, хоть и имеют свои отличительные особенности и более зависимы от цифровых технологий, все так же любят играть, общаться, исследовать окружающий мир и узнавать новое. Но современные увлечения и способы взаимодействия с миром требуют от педагогов поиска новых образовательных подходов.

***
Следить за информацией о событиях Форума можно не только на сайте, но и в Телеграм-канале. А в группе Форума во «ВКонтакте» будут появляться анонсы событий и фотографии с мероприятий.