"

Новости

9 принципов развития одаренных детей сформулировали на Форуме

9 принципов развития одаренных детей сформулировали на Форуме

31 марта 2022
29 марта в гимназии № 155 Центрального района Санкт-Петербурга прошел педагогический семинар «Система личностно-ориентированного гимназического образования как условие развития одаренности обучающихся».

Участников интересовала реализация способностей творческих и интеллектуально развитых детей. Почему не всем и не всегда удается в полной мере раскрыть свой потенциал? Можно ли организовать такое образовательное пространство школы, в котором каждый ученик сможет самоопределиться, найти себя в деле и быть успешным в решении задач?

Образовательная среда школы в большой степени влияет на развитие личности ребенка, его социализацию и самоопределение в обществе. «Интеграция урочной и внеурочной деятельности, дополнительного образования и системы воспитательных мероприятий позволяют создать многогранную среду, в которой каждый обучающийся сможет раскрыть свой потенциал, проявить способности и интересы, сделать выбор в направлении развития дальнейшей образовательной траектории», – пояснила Ирина Лебедева, заместитель директора по УВР гимназии №155, к.п.н., Почетный работник общего образования РФ, победитель ПНПО «Образование».

Одаренного ребенка, по мнению спикеров, отличают: активное созидание своей жизни, умение ставить цель и искать способы ее достижения, способность делать выбор и нести за него ответственность, обостренная наблюдательность и большое упорство в области интересов. Эти качества можно развивать в течение жизни и достигать более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

«В учебном процессе развитие одаренного ребенка следует рассматривать как развитие его внутреннего деятельностного потенциала. И от того, какой инструментарий будет использован педагогом для раскрытия этих способностей, зависит результат, – подчеркнула Татьяна Демидова, педагог-психолог высшей категории, детский и семейный психолог, специалист в области песочной терапии и психосоматики, супервизор Ассоциации песочной терапии и ОППЛ, Почетный работник ОО РФ, член Российского психологического общества.

Знание и умение применять технологии выявления и развития талантов критически важны для учителя. «Педагогу, работающему с обучающимися, имеющими признаки одаренности, необходимо постоянно самосовершенствоваться, самообразовываться, осваивая новые методики, педагогические технологии, методические приемы в преподавании предмета. Только в этом случае можно достигнуть успеха в достижении желаемого результата», – отметила Галина Гапоненко, модератор секции «Методическое сопровождение педагога в работе с одаренными детьми», районный методист по русскому языку и литературе ИМЦ Центрального района, учитель гимназии № 155, обладатель Премии правительства Санкт-Петербурга в номинации «Лучший учитель».

Развитие функциональной грамотности, в том числе креативного мышления, неотделимо от развития одаренности. «Именно поэтому в содержании ФГОС третьего поколения в предполагаемых результатах обучения находят свое отражение показатели сформированности элементов функциональной грамотности», – рассказал Юрий Киселев, старший преподаватель кафедры начального, основного и среднего общего образования СПб АППО.

На семинаре участники сформулировали 9 ключевых принципов эффективного развития талантов:

  1. Работу по выявлению и сопровождению одаренных детей необходимо начинать с дошкольного возраста и продолжать в течение всего времени обучения в школе.

  2. Желаемого результата можно достигнуть только при совместной работе родителей, психологов и педагогов.

  3. Проблема выявления одаренных детей и подростков должна скорее быть сформулирована как проблема создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в общеобразовательной школе.

  4. Основная движущая сила в развитии одаренности у детей – это мотивация и интерес к процессу познания.

  5. Умело организованная работа на уроке в сочетании с другими формами работы при изучении разных предметов, дает возможность выявлять и развивать различные виды одаренности обучающихся. Опыт показывает, что не только диагностические тесты, но и разнообразные приемы работы позволяют одновременно и выявлять, и развивать различные виды одаренности. Творческий учитель, увлекая учащихся своим предметом, пробуждает в них любопытство, перерастающее в любознательность, потребность совершенствовать свои знания, умения и навыки, желание искать новые, оригинальные подходы и способы решения поставленных задач.

  6. Для максимальной самореализации одаренных детей необходимо создать единое образовательное и культурное пространство, что позволит расширить пространство детства, в котором у ребенка появляется возможность развивать собственные интересы, успешно проходить социализацию на новом жизненном этапе, осваивать культурные нормы и ценности. Достигнуть этого можно при интеграции основного и дополнительного образования, урочной и внеурочной деятельности с дополнительным образованием.

  7. Личностно-деятельностный подход в обучении – один из вариантов работы с одаренными и способными детьми, позволяющий не только учитывать их склонности, способности, интересы, но и взаимодействовать с организациями дополнительного образования, участвовать во внеурочной деятельности с целью самореализации, достижения поставленных обучающимися и его наставником задач.

  8. Опытно-экспериментальная деятельность в гимназии, направленная на развитие функциональной грамотности и смыслового чтения, является одним из важных проектов методического сопровождения педагогов и обучающихся. Аналитическое, смысловое чтение способствует развитию взаимодействия гимназистов, педагогов и родителей, давая возможность более глубоко осознать задачи учебно-воспитательного процесса.

  9. Обсуждение вариантов методического сопровождения педагогов в работе с одаренными детьми убедило в необходимости поддержания непрерывного процесса повышения профессиональной компетентности: участие в опытно-экспериментальной работе, наставничество, содружество, создание постоянно действующего (годичного) семинара «Учитель – гимназист – семья» для детального изучения приемов работы с одаренными детьми и их родителями, так как роль личности учителя в сопровождении одаренного ребенка огромна.

Соорганизаторы:

  • Информационно-методический центр Центрального района Санкт-Петербурга
  • Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена
  • Санкт-Петербургская Академия постдипломного педагогического образования
  • АНО социальных проектов в сфере профессиональной ориентации и развития личности «Лидерская программа Ярослава Макова»

***
Следить за информацией о событиях Форума можно не только на сайте, но и в Телеграм-канале. А в группе Форума во «ВКонтакте» будут появляться анонсы событий и фотографии с мероприятий.